МГЕР Пушкинского района
Главная | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 18.04.2021, 16:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы Относитесь МГЕР
Всего ответов: 122
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 18 » На Провах Манифеста
На Провах Манифеста
21:54

Кризисные явления в мировой экономике, о которых сегодня не рассуждает, наверное, только бессловесный младенец или хрестоматийная "эллочка-людоедочка" со словарным запасом в полтора десятка односложных слов, подняли из небытия вопрос об эквивалентах. С точки зрения абстрактной философии ситуация, когда валюта, признанная международной за счет уверения в суперстабильности экономики той страны, которой она принадлежит, становится лишь особым образом нарезанной и хитро раскрашенной бумагой, ставит именно вопрос об истинности критериев обмена одних ценностей на другие. Поразмышляем об этом. 


С древних времен мерой материальных благ было признано золото, определяющим качественным признаком которого, отбросив блестки, стоит признать лишь его максимальную неизменяемость и относительную распространенность по всему миру. Вслед за золотом в экономике стали использоваться бумажные деньги, то есть задокументированные обещания государства "выдать подателю сего" определенное количество этого металла. Вместе с тем использование золота в ювелирном деле и как материала для создания произведений искусства, укоренившееся раньше, чем привычка использовать золото в качестве всеобщего эквивалента, ставит перед нами вопрос о ложной его всеобщности. 

Стоимость уникальной золотой подвески, изготовленной неизвестным скифским мастером несколько тысяч лет назад, значительно больше, чем просто слиток золота такой же массы. А это говорит уже о введении в экономические расчеты нового понятия - труд. Понятия, впрочем, еще более сложного. Именно такой вопрос о назначении денег дал токарь шестого разряда инопланетянам, временно изъявшим его "получку" для изучения в фантастическом рассказе Александра Зарубина: Всеобщий эквивалент - мера труда! Укладывается в концепцию социализма, но не укладывается в логику реальной жизни. Ведь если принять формулу Сен-Симона: "От каждого по способностям - каждому по труду", - то самым богатым человеком в мире должен стать какой-нибудь Стаханов, а не арабский эмир, которому посчастливилось владеть самой нефтеносной территорией мира. 

Возрастающая в современном мире ценность энергии и энергоносителей, по большому счету, тема для отдельной статьи, как и размышления о роли удачи в приобретении достатка. Другой писатель-фантаст лет 50 назад уже предложил в качестве универсального эквивалента кВт/час. На первый взгляд - логично. На производство каждого товара или услуги тратят определенное количество энергии. В итоге имеем вполне себе коммунистическую систему взаиморасчетов основанную на том, сколько энергии затрачено на производство приобретаемого человеком блага. Правда такая система не отвечает на вопрос об оценке человеческого труда, с точки зрения его качества. 

Практически равное количество энергии затрачивается на производство как работоспособного изделия, так и негодного, бракованного. Вспомним здесь и телефон из цельного куска малахита, созданный стариком Хаттабычем для своего маленького господина. А сколько энергии в кВт/часах затрачивает автор на написание этой статьи? Равна ли она сумме, на которую увеличился его счет за электричество? Собственно, на этот вопрос нет ответа также, как и в случае с использованием в качестве всеобщего эквивалента информации. Одно слово Президента страны вызывает взлет или падение котировок акций компаний, казавшихся до этого стабильными "голубыми фишками". В то же время целый роман может пролежать на полках книжных магазинов годы, не принеся своим издателям ни копейки прибыли. И не потому, что он плох, а потому, что немоден или "аудитория не доросла". 

Вывод напрашивается только один: на финансовую систему как систему обмена эквивалентами надо смотреть объемно. Значит, у каждой коммерческой компании, помимо понятных из описания в соответствующем разделе законодательства целей по извлечению прибыли для учредителей, должна быть миссия, с задачами по зарабатыванию денег напрямую не связанная. Бизнесмен, начиная свое дело, зачастую и руководствуется не только и не столько предполагаемым барышом. Будь иначе - мир бы заполонили передвижные точки по продаже героина и публичные дома. Настоящим предпринимателем движет желание привнести в мир и распространить среди максимального количества сограждан что-то новое, сделать жизнь людей более удобной, а страну более развитой. Это и есть экономический эквивалент патриотизма по отношению к государству и обществу. 

Разница между государственным агентством и коммерческой структурой с этой точки зрения только в том, что государственная услуга по предоставлению, например, пособия инвалидам войны не может и не должна быть прибыльной. А коммерческий продукт прибыль приносит. Впрочем, если заглянуть в бюджетное и налоговое законодательство, то различия товаров и услуг с точки зрения их социальной значимости еще более серьезно проранжированы. На границе прибыльности - социально значимый бизнес, поддержка которого осуществляется со стороны властей. Производство и продажа хлеба и молока, например. Впрочем, кризисные явления, которым вынуждена противостоять сегодня российская экономика, демонстрируют нам, что любое производство значимо для государства и социума, так как работающие на нем люди от генерального директора до последнего подсобного рабочего обеспечивают себя и своих близких сами. 

Из такого "малого патриотизма" по отношению к близким, престарелым родителям и детям, может и должно вырастать патриотическое чувство по отношению к стране. Как сказал не так давно во время встречи с прессой в Калининграде Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, заработная плата человека должна соответствовать тому реальному вкладу, который он делает в благоустройство общества, и кризис должен способствовать осознанию актуальности этого принципа. "Очень важно нам всем выйти из кризиса умудренными с точки зрения осознания собственного вклада в созидание нашего Отечества", - подчеркнул предстоятель Русской православной церкви, поясняя эту свою позицию. Что ж, один из наиболее достойных предложенных "объемных" эквивалентов стоимости продукта труда. 

Как может проявляться п атриотизм в частном, экономическом смысле в период кризиса? Особенно хорошо это заметно в провинции, где вся экономическая жизнь того или иного небольшого города крутится вокруг одного предприятия. Проблемы в его работе могут поставить большие группы населения перед необходимостью переучиваться. И здесь желание принести пользу стране на новой работе конфликтует с нежеланием утерять комфорт, поломать уклад жизни, привычный для каждого конкретного человека. Даже из уст молодого выпускника вуза можно сегодня услышать реплику: "Почему государство не обеспечило меня, дипломированного египтолога, рабочим местом?!" Пора покончить с консерватизмом и выйти из рядов партии личного благополучия. Или такая иждивенческая позиция утопит нас в водовороте кризиса. 

Другой пример касается скорее непатриотичного поведения бизнесменов в той же ситуации небольшого провинциального города. Статус градообразующего предприятия порождает для его владельцев серьезное искушение воспользоваться им и решить свои проблемы за счет государственной помощи, кредитов. То есть по старинке, вместо того, чтобы думать своей головой и скорректировать ассортимент продукции, найти нового инвестора или еще что-нибудь подобное предпринять. 

Рассматривая подобные случаи по отдельности и ставя себя на место государственной власти, в распоряжении которой отнюдь не резиновый бюджет, хочется вспомнить старый добрый анекдот и воскликнуть: "Ты ковбой - ты и прыгай!" Да, где-то действительно необходимо выделить предприятию, лежащему на боку, финансы или госгарантии под кредиты. Но в других случаях более эффективно было бы на те же средства развернуть и реализовать программу по перепрофилированию кадров или предпринять комплекс дополнительных мер стимулирования развития малого бизнеса и самозанятости. 

Когда мы с вами слышим о том, что российские спортсмены выигрывают престижный международный турнир, российское вооружение признается лучшим в мире, а кинофильм получает признание на фестивале, - от каждой победы России в наших сердцах вспыхивает гордость за свою страну. Но задумываемся ли мы о том, что мы, отдающие на радостях не одну сотню рублей за пиво в спортбарах, сделали для этой победы? Во сколько можно оценить наш вклад, наш патриотизм? 

Алексей Громский,

обозреватель molgvardia.ru

http://www.molgvardia.ru/opinions/2009/04/14/5814
Просмотров: 684 | Добавил: 3gada | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей


Copyright MyCorp © 2021