Кризисные явления в мировой экономике, о
которых сегодня не рассуждает, наверное, только бессловесный младенец
или хрестоматийная "эллочка-людоедочка" со словарным запасом в полтора
десятка односложных слов, подняли из небытия вопрос об эквивалентах. С
точки зрения абстрактной философии ситуация, когда валюта, признанная
международной за счет уверения в суперстабильности экономики той
страны, которой она принадлежит, становится лишь особым образом
нарезанной и хитро раскрашенной бумагой, ставит именно вопрос об
истинности критериев обмена одних ценностей на другие. Поразмышляем об
этом.
С древних времен мерой материальных благ было признано золото,
определяющим качественным признаком которого, отбросив блестки, стоит
признать лишь его максимальную неизменяемость и относительную
распространенность по всему миру. Вслед за золотом в экономике стали
использоваться бумажные деньги, то есть задокументированные обещания
государства "выдать подателю сего" определенное количество этого
металла. Вместе с тем использование золота в ювелирном деле и как
материала для создания произведений искусства, укоренившееся раньше,
чем привычка использовать золото в качестве всеобщего эквивалента,
ставит перед нами вопрос о ложной его всеобщности.
Стоимость уникальной золотой подвески, изготовленной неизвестным
скифским мастером несколько тысяч лет назад, значительно больше, чем
просто слиток золота такой же массы. А это говорит уже о введении в
экономические расчеты нового понятия - труд. Понятия, впрочем, еще
более сложного. Именно такой вопрос о назначении денег дал токарь
шестого разряда инопланетянам, временно изъявшим его "получку" для
изучения в фантастическом рассказе Александра Зарубина: Всеобщий
эквивалент - мера труда! Укладывается в концепцию социализма, но не
укладывается в логику реальной жизни. Ведь если принять формулу
Сен-Симона: "От каждого по способностям - каждому по труду", - то самым
богатым человеком в мире должен стать какой-нибудь Стаханов, а не
арабский эмир, которому посчастливилось владеть самой нефтеносной
территорией мира.
Возрастающая в современном мире ценность энергии и
энергоносителей, по большому счету, тема для отдельной статьи, как и
размышления о роли удачи в приобретении достатка. Другой
писатель-фантаст лет 50 назад уже предложил в качестве универсального
эквивалента кВт/час. На первый взгляд - логично. На производство
каждого товара или услуги тратят определенное количество энергии. В
итоге имеем вполне себе коммунистическую систему взаиморасчетов
основанную на том, сколько энергии затрачено на производство
приобретаемого человеком блага. Правда такая система не отвечает на
вопрос об оценке человеческого труда, с точки зрения его качества.
Практически равное количество энергии затрачивается на
производство как работоспособного изделия, так и негодного,
бракованного. Вспомним здесь и телефон из цельного куска малахита,
созданный стариком Хаттабычем для своего маленького господина. А
сколько энергии в кВт/часах затрачивает автор на написание этой статьи?
Равна ли она сумме, на которую увеличился его счет за электричество?
Собственно, на этот вопрос нет ответа также, как и в случае с
использованием в качестве всеобщего эквивалента информации. Одно слово
Президента страны вызывает взлет или падение котировок акций компаний,
казавшихся до этого стабильными "голубыми фишками". В то же время целый
роман может пролежать на полках книжных магазинов годы, не принеся
своим издателям ни копейки прибыли. И не потому, что он плох, а потому,
что немоден или "аудитория не доросла".
Вывод напрашивается только один: на финансовую систему как систему
обмена эквивалентами надо смотреть объемно. Значит, у каждой
коммерческой компании, помимо понятных из описания в соответствующем
разделе законодательства целей по извлечению прибыли для учредителей,
должна быть миссия, с задачами по зарабатыванию денег напрямую не
связанная. Бизнесмен, начиная свое дело, зачастую и руководствуется не
только и не столько предполагаемым барышом. Будь иначе - мир бы
заполонили передвижные точки по продаже героина и публичные дома.
Настоящим предпринимателем движет желание привнести в мир и
распространить среди максимального количества сограждан что-то новое,
сделать жизнь людей более удобной, а страну более развитой. Это и есть
экономический эквивалент патриотизма по отношению к государству и
обществу.
Разница между государственным агентством и коммерческой структурой
с этой точки зрения только в том, что государственная услуга по
предоставлению, например, пособия инвалидам войны не может и не должна
быть прибыльной. А коммерческий продукт прибыль приносит. Впрочем, если
заглянуть в бюджетное и налоговое законодательство, то различия товаров
и услуг с точки зрения их социальной значимости еще более серьезно
проранжированы. На границе прибыльности - социально значимый бизнес,
поддержка которого осуществляется со стороны властей. Производство и
продажа хлеба и молока, например. Впрочем, кризисные явления, которым
вынуждена противостоять сегодня российская экономика, демонстрируют
нам, что любое производство значимо для государства и социума, так как
работающие на нем люди от генерального директора до последнего
подсобного рабочего обеспечивают себя и своих близких сами.
Из такого "малого патриотизма" по отношению к близким, престарелым
родителям и детям, может и должно вырастать патриотическое чувство по
отношению к стране. Как сказал не так давно во время встречи с прессой
в Калининграде Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, заработная плата
человека должна соответствовать тому реальному вкладу, который он
делает в благоустройство общества, и кризис должен способствовать
осознанию актуальности этого принципа. "Очень важно нам всем выйти из
кризиса умудренными с точки зрения осознания собственного вклада в
созидание нашего Отечества", - подчеркнул предстоятель Русской
православной церкви, поясняя эту свою позицию. Что ж, один из наиболее
достойных предложенных "объемных" эквивалентов стоимости продукта
труда.
Как может проявляться п атриотизм в частном, экономическом смысле
в период кризиса? Особенно хорошо это заметно в провинции, где вся
экономическая жизнь того или иного небольшого города крутится вокруг
одного предприятия. Проблемы в его работе могут поставить большие
группы населения перед необходимостью переучиваться. И здесь желание
принести пользу стране на новой работе конфликтует с нежеланием утерять
комфорт, поломать уклад жизни, привычный для каждого конкретного
человека. Даже из уст молодого выпускника вуза можно сегодня услышать
реплику: "Почему государство не обеспечило меня, дипломированного
египтолога, рабочим местом?!" Пора покончить с консерватизмом и выйти
из рядов партии личного благополучия. Или такая иждивенческая позиция
утопит нас в водовороте кризиса.
Другой пример касается скорее непатриотичного поведения
бизнесменов в той же ситуации небольшого провинциального города. Статус
градообразующего предприятия порождает для его владельцев серьезное
искушение воспользоваться им и решить свои проблемы за счет
государственной помощи, кредитов. То есть по старинке, вместо того,
чтобы думать своей головой и скорректировать ассортимент продукции,
найти нового инвестора или еще что-нибудь подобное предпринять.
Рассматривая подобные случаи по отдельности и ставя себя на место
государственной власти, в распоряжении которой отнюдь не резиновый
бюджет, хочется вспомнить старый добрый анекдот и воскликнуть: "Ты
ковбой - ты и прыгай!" Да, где-то действительно необходимо выделить
предприятию, лежащему на боку, финансы или госгарантии под кредиты. Но
в других случаях более эффективно было бы на те же средства развернуть
и реализовать программу по перепрофилированию кадров или предпринять
комплекс дополнительных мер стимулирования развития малого бизнеса и
самозанятости.
Когда мы с вами слышим о том, что российские спортсмены выигрывают
престижный международный турнир, российское вооружение признается
лучшим в мире, а кинофильм получает признание на фестивале, - от каждой
победы России в наших сердцах вспыхивает гордость за свою страну. Но
задумываемся ли мы о том, что мы, отдающие на радостях не одну сотню
рублей за пиво в спортбарах, сделали для этой победы? Во сколько можно
оценить наш вклад, наш патриотизм?
Алексей Громский,
обозреватель molgvardia.ru
http://www.molgvardia.ru/opinions/2009/04/14/5814
|